Когда не чувствуешь большой ответственности можно сделать поразительные вещи

Когда не чувствуешь большой ответственности можно сделать поразительные вещи

Ближе к концу лета выдалось время съездить в родной город. Пробыл там несколько дней, перед отъездом в кафе встретил знакомого, с которым после института работали вместе в сельской школе. Я историю тогда вёл, он — литературу и русский. Потом Виктор (так его звали) переехал в райцентр и мы встречались уже только на конференциях или семинарах.

Дел там обычно было невпроворот, поэтому всё общение ограничивалось приветствиями типа «Привет! Как дела?» — в общем, поболтать о жизни и прочем никак не получалось. Но тут времени и у него, и у меня оказалось предостаточно, так что наговорились вдоволь. И когда я спросил, почему он до сих пор не перебрался поближе к столице (ходили слухи, что собирался он не то в Питер, не то в Москву), он рассказал такую историю:

— Да, было дело, собирался бросить провинцию. Хотелось и себя, как говорится, миру показать, и самому мир посмотреть. Да и заработки, что ни говори, столичные побольше, чем у нас тут. За плечами у меня уже было уже и несколько выигранных конкурсов, и выпускники-медалисты, т. ч. резюме достойное собиралось. Составил я его, разослал и стал ждать результатов…

Честно говоря, даже не надеялся получить столько предложений — пришло несколько десятков из разных концов России. Правда, привлекательными показались только два.

Одно из Питера пришло: крупнейшая гимназия, квартира в центре города (лет через 10 приватизировать можно), льготы и т. п. — короче, сказка, а не место. Правда, освобождалось оно только через год, а согласие нужно было дать сразу, что я и сделал.

Второй ответ — от одного из местных лицеев. В городе он был известен с хорошей стороны и находился практически рядом с домом, т. ч. решил год до Питера отработать там.

Дали мне четыре класса (два шестых и два седьмых). Ну, думаю, в таком лицее сплошь Пушкины да Есенины будут, потому готовился к первым занятиям так, как раньше к конкурсным не готовился.
Но первый же урок показал, что я глубоко заблуждался: этим обормотам только оценки хорошие нужны были, а не знания (да и родителям их, в общем-то, тоже, как потом оказалось). Возмутило это тогда до глубины души просто: даже в нашей прежней малокомлектной народ и то адекватнее был.

Ну и решил я устроить им «сладкую жизнь» — терять мне нечего, через год всё равно уходить, а до этого времени никто меня отсюда не выпрет. Закручивать гайки начал с того, что гонял по материалу вдоль и поперёк, заставляя осмысленно его воспринимать, а не зубрить «на отвяжись». Школяры, как оказалось, к такому не приучены были и хотели халявных четверок-пятёрок за оттарабаненные на автомате правила и стихотворения. Результат — пять пятёрок за четверть, несколько четвёрок, куча троек и… восемь двоек.

Что тут началось! Родители возмущаются, директор с завучем о несоответствии заговорили: «Как так? Откуда двойки в четверти? Вы с ними не работаете!» Ну и, естественно, дальше сплошные проверки пошли: то завуч с директором придут, то класруки на урок напросятся, даже родители некоторые заинтересовались.

И что? И ничего. Не к чему придраться оказалось: всё у меня в пределах норм, любимчиков/нелюбимчиков нет, планы и пр. в порядке. Так постепенно и отстали. Особо «правдолюбивые» мамаши, правда, ещё пробовали покачать права и выбить халявные оценки для своих чад, но и они довольно скоро поняли, что просто попусту тратят время.

С учениками, конечно, пришлось здорово повозиться, чтоб добиться нормальной работы на уроках. Спрашивал часто, задания на смекалку давал, проверочные/самостоятельные частенько устраивал, с кем-то и дополнительно позаниматься пришлось. Результат — к концу первого полугодия двоек осталось всего две, в третьей четверти — ни одной. Пятёрок, правда, особо при этом не прибавилось, но зато троек было уже всего 4–5 на четыре класса. К четвёртой их и вовсе не осталось, а пятёрок «нарисовалось» аж 15 штук — и все они был честно заслуженные.

В общем, за всей этой «борьбой за качество» и суматохой даже позабыл о Питере. А вот Питер обо мне не забыл: пришло в конце мая письмо из той школы с требованием подтвердить желание занять вакансию у них или отказаться от неё. Прочитал я его и даже не знал, что ответить… Привык я уже к лицею… В общем, решил отложить ответ на пару дней и взвесить все за и против.

Прихожу на следующий день в класс – а там ребятня: «Виктор Сергеевич, правда, что вы от нас уходите? Не уходите, с вами интересно!» Поговорили с ними, рассказал, что давно в Питер хотел и т. п. Вижу — погрустнели ученички мои (аж самому невесело стало).

А после уроков ещё и классное собрание по итогам года проводить. И вот тут меня ждал главный сюрприз: я думал, родители вздохнут с облегчением, что уходит «вредный Виктор Сергеич» — а они в тон детишкам: «Может, останетесь?»

Короче, отправил я в Питер отказ. Здесь уже и я привык, и ко мне привыкли, а как там будет, ещё неизвестно. Так в этом лицее до сих пор и работаю. Шестиклассники те выпустились уже: ЕГЭ без проблем сдали, даже один медалист есть. Теперь вот должность замдиректора предлагают по УВР (учебно воспитательной работе) — соглашусь, наверное.

Оставить комментарий